Катера

Мореходные качества большинства катеров допускают их эксплуатацию на открытых акваториях на волне до 1,2 м. По сравнению с мотолодками катера имеют меньший расход топлива на единицу мощности, особенно при установке дизелей. Суда этого типа в зависимости от уровня обитаемости делятся на две группы:
катера открытые или с рубкой-убежищем; каютные катера повышенной комфортабельности.

Катера с открытым кокпитом или рубкой-убежищем

(табл. 1.5). ГОСТом длина судов этой группы установлена в пределах 4,5—5,5 м, однако высокие массогабаритные характеристики серийных двигателей предопределили тенденцию к использованию преимущественно верхнего предела указанных размерений, а у водоизмещающих судов и превышать его. Как правило, применяется кормовое расположение двигателя с угловым реверс-редуктором или поворотно-откидной колонкой. Прямые передачи используются только на тихоходных судах с маломощными двигателями. „Ритм» (рис. 1.26) — катер, имеющий небольшие размеры, но обладающий достаточной мореходностью для преодоления волнения высотой до 1,2 м при удалении от берега до 3 км. Используется в качестве служебно-разъездного и для обслуживания парусных соревнований в условиях морских заливов. Повышенная килеватость днища (до 17й на транце) обеспечивает мягкий ход на волне без заметного снижения скорости, а высокий борт и рубка-убежище, закрывающая носовую часть судна, хорошо защищают кокпит от брызг. Корпус имеет плоскокилеватые обводы со скуловыми брызгоотбойниками и четырьмя продольными реданами. Значительный развал бортов в носовой части увеличивает площадь палубы и объем форпика, заполненного пенопластом. Форма транца рассчитана на установку двигателя с угловой поворотно-откидной колонкой (в основном варианте катера используется передача с угловым реверседуктором).
Корпус формуется из стеклопластика; толщина наружной обшивки днища 5—6 мм, бортов 4—5 мм. Палуба с рубкой также цельноформованной конструкции из стеклопластика. Днище, подкреплено коробчатыми стрингерами из пенопласта, оклеенного стеклопластиком. В кокпите предусмотрены три сиденья: два в корме по обе стороны от капота двигателя и одно для водителя — впереди. Рубка-убежище оборудована мягкими диванами с рундуками под ними. С серийным двигателем М8ЧСПУ-100-1 максимальная скорость катера 45 км/ч, при полной нагрузке — 42 км/ч.
Тримаран С-54 (рис. 1.27) предназначен для обслуживания водноспортивных соревнований, несения спасательной службы. Рассчитанный на высокую скорость, он обладает ограниченной мореходностью. Корпус имеет тримаранные обводы со спонсонами, доходящими до транца. Помимо обеспечения статической и динамической остойчивости, зто позволило получить полезную площадь, достаточную для оборудования рубки-убежища, не слишком просторной, но обеспечивающей всему экипажу укрытие от непогоды и надежно защищающей кокпит от забрызгивают. Кормовая от миделя часть корпуса занята двигателем с угловым реверс-редуктором, поэтому в кокпите на диване могут разместиться лишь 3 чел.

Днище имеет умеренную килеватость, уменьшающуюся от 20° на миделе до 12° на транце. Корпус собран из двух стеклопластиковых блоков — собственно корпуса и палубы. Фланцы на стыке облицованы резиновым профилем, образующим привальный брус по всему периметру корпуса. Толщина обшивки составляет 7-10 мм, что обеспечивает высокую прочность корпуса, но вместе с тем делает его массу выше, чем у сопоставимых по размерениям судов с обшивкой из легких сплавов или фанеры. Шпангоутные рамки из шести слоев стеклоткани формуются прямо в корпусе. Продольным набором служат два днищевых и два бортовых стрингера из пенопласта, оклеенного стеклотканью: Конвертированный автомобильный двигатель М8ЧСПУ-100-1 мощностью 73,5 кВт A00 л. с.) позволяет катеру с одним водителем развивать скорость 50 км/ч, с 5 чел. — 40 км/ч. ,Лмур» (рис. 1.28) — прогулочно-туристский катер, который во всех вариантах („Амур», „Амур-М», „Амур-2″, „Амур-3″ и „Восток») находит также применение в качестве буксировщика воднолыжников, спасательного и патрульного судна. Вогнутокилеватые обводы корпуса характеризуются умеренной килеватостью у транца и подъемом скулы у форштевня. Допускается эксплуатация катера с удалением от берега до 5 км при волне высотой до 0,75 м. Корпус клепажхварной конструкции изготовлен иэ дюралюминия Д16АТ. На „Амуре-2″ и „Амуре-3″ для корпуса применен сплав АМг5М.
На катерах серии .„Амур» устанавливается конвертированный двигатель автомобиля „Москвич-412″. На „Амуре» и „Амуре-М» передача на винт осуществляется через угловой реверс-редуктор. На „Амуре-2″ и „Амуре-3″ размещаются поворотнооткидные угловые колонки. На базе „Амура-3″ разработан вариант водометного катера „Восток». Скорость катеров с полной нагрузкой и гребным винтом составляет 40 км/ч,
водометного катера — 37 км/ч. „Борей» (рис.» 1.29) — катер, предназначенный для обеспечения тренировок и соревнований по воднолыжному спорту. Места для экипажа из 2—3 чел., кресло рулевого и диван, на котором тренер и судья сидят лицом в корму, — оборудованы^ носовой части кокпита, а объем в районе миделя занят двигателем. Такая планировка позволяет применять наиболее простую — прямую передачу мощности на гребной винт. Предусмотрена установка двигателей широкого мощностного ряда. Серийные суда в основном оснащены двигателями М8ЧСПУ-100 и М100ВС, обеспечивающими скорость 50—52 км/ч. С конвертированным двигателем ГАЗ-13 катер развивает скорость 60 км/ч. Конструктивно судно состоит из корпуса, палубы и днищевого коробчатого стрингера, отформованных из стеклопластика. Толщина обшивки днища 5 мм, палубы 4 мм. Водоизмещающий туристский катер (рис. 1.30) имеет круглоскулые обводы (теоретический чертеж судна приводится в гл. 10), рассчитанные на плавание с полным
грузом со скоростью 11—17 км/ч.при установке’ двигателей мощностью 4,4—9,9 кВт F—13,5 л. с.). Размещение моторного отсека в корме позволило применить планировку, отвечающую основному назначению судна. Большая часть полезного объема занята просторным кокпитом с продольными банками-рундуками. Установка в его носовой части съемной рубки позволяет оборудовать здесь спальные места. Катер можно использовать и для хозяйственных целей — в этом случае корпус остается полностью открытым, что удобно для размещения грузов. Кроме рундуков под банками для хранения снаряжения используется герметически закрытый форпик с доступом через люк на палубе. Такой же водонепроницаемый отсек в ахтерпике предусмотрен для бензобака и канистр. Корпус катера представляет собой цельноформовэнную оболочку из стеклопластика с вклеенными в нее переборками, фундаментом под двигатель и банками-рундука- ми. Палуба формуется отдельно. Набор практически отсутствует. Прочность и жесткость
корпуса обеспечиваются переборками, стенками рундуков и соответствующей профилировкой пластмассовой оболочки. Толщина обшивки корпуса 5 мм, палубы и рубки 9 мм.
„Струйка» (рис. 1.31) — катер (теоретический чертеж помещен в гл.! 10) любительской постройки. Рассчитан на плавание по рекам с быстрым течением. Корпус с большим удлинением {LIB =5,4) вследствие применения комбинированных обводов с округлыми килеватыми образованиями днища в носовой части и почти плоскими остроскулыми — в кормовой обеспечивают экономичную эксплуатацию как в водоизмещающем, так и в переходном режимах в диапазоне скоростей 10—18 км/ч с моторами мощностью 2—8,8 кВт C—12 л. с.). Высоко поднятая в носу скула с плавным переходом днищевых ветвей шпангоутов в бортовые позволяет катеру легко всходить на волну, хотя из-за малой ширины и низких бортов его нельзя рекомендовать для эксплуатации на открытых водохранилищах с большим удалением от берега. Моторный отсек делит корпус на кормовой и носовой участки. Носовая часть запалублена. Внутренняя планировка выбирается в зависимости от назначения катера, который можно использовать для продолжительных плаваний, рыбной ловли и хозяйственных перевозок. Водитель обычно размещается в кормовом кокпите. Конструкция разработана с расчетом на мелкосерийную постройку на верфях местной промышленности или индивидуальную — любителями. Основным материалом для изготовления набора и обшивки служит, сосна, часть шпангоутов D-й и 10-й) -? из стального угольника. Обшивка устанавливается внакрой.

Катера повышенной комфортабельности (табл. 1.6). Суда этой
группы имеют длину более 5,5 м. В зависимости от назначения они могут быть оборудованы как для дальних туристских походов, так и для обслуживания спортивных
соревнований с выходом на открытую акваторию в 5-балльный ветер.

ЛМ4-87МК (рис. 1.32) — модификация базовой модели 87М. По сравнению с ней в новом проекте изменены размерения и архитектура, установлен более мощный двигатель М8ЧСПУ-100-1. Поперечными переборками корпус разделен на форпик, каюту, кокпит и моторный отсек. В форпике хранится шкиперский инвентарь. В каюте размещены откидной столик, диван и кресло, которые могут быть преобразованы в четыре спальных места. Предусмотрена естественная приточная вентиляция через козырьки и воздухораспределители. В кокпите расположены пост управления, два кресла и кормовой диван. По бортам между 8-м и 9-м шп. размещены две топливные цистерны. Передача мощности на гребной винт осуществляется через угловой реверс-редуктор, который вместе с двигателем размещен в моторном отсеке.
Корпус имеет остроскулые обводы с малой килеватостью днища и отгибом его в районе скулы. Набор выполнен из древесины хвойных пород, обшивка — из фанеры ФСФ и БС-1 толщиной 5 и 7 мм.

Катер обладает достаточной мореходностью и пригоден для эксплуатации на волне высотой до 1,2 м, однако из-за малой килеватости корпуса при этом приходится ограничивать скорость.
„Викинг» (рис. 1.33) имеет две модификации: судно с небольшой каютой и просторным кокпитом и полностью открытым корпусом со смотровой площадкой 3-метровой высоты. Основное назначение катера — обслуживание соревнований по парусному спорту, может также использоваться в качестве туристского и разъездного. Корпус имеет обводы типа моногедрон с углом килеватости днища на транце 18″,
что позволяет развивать полную скорость на волне до 0,5 м. На днище катера по обе стороны от киля установлено по два продольных редана, а на скуле — брызгоотбойник. Корпус собран из трех секций: собственно корпуса, палубы и козырька ходового мостика вместе с мачтой, отформованных из стеклопластика. Продольными связями служат шесть днищевых стрингеров из пенопласта, оклеенного стеклотканью. Роль поперечного набора выполняют переборки. Своеобразный внешний вид катеру придает расположенный на крыше рубки ходовой мостик, боковые плоскости которого переходят в П-образную мачту, одновременно служащую каркасом для стояночного тента. Каюта, занимающая большую часть судна, разделена полупереборкой на спальный отсек для 3—4 чел. и (ближе к корме) кают-компанию на 6—8 чел. Бортовые диваны кают-компании преобразуются в два спальных места. Каюта вентилируется через установленные на крыше вентиляционные головки. Пульт управления катером вынесен на ходовой мостик, куда ведут два трапа, установленные по обе стороны от входа в каюту. Площадь кокпита достаточна, чтобы здесь разместился весь экипаж.


На катерах „Викинг» устанавливаются угловые колонки шведской фирмы „ВольвоПента» с дизелем мощностью 95,6 кВт A30 л. с.) или бензиновым двигателем мощностью 165 кВт B25 л. с). С первым они развивают скорость 50 км/ч, со вторым — 60 км/ч.
„Баклан» (рис. 1.34) — водоизмещающий круглоскулый катер (теоретический чертеж приведен в гл. 10) для дальнего туризма по рекам и водохранилищам. Рассчитан на установку двигателя малой мощности. Оригинальная компоновка судна разработана Ю. Н. Бирюковым на основе деревянных катеров, строившихся на Соломбальской верфи. Обводы этих катеров воспроизводят форму карбасов поморов, но конструкция облегчена и усовершенствована. По сравнению с соломбальскими катерами „Баклан» имеет более комфортабельную планировку. Экипаж размещается в двух изолированных каютах, что делает катер особенно удобным для семейных путешествий. В каждой каюте по два спальных места. В носовой каюте оборудованы также два платяных шкафа, конструкция которых служит одновременно подкреплением крышки рубки, необходимого в случае установки предусмотренного парусного вооружения. Под диванами в каюте, а также под сиденьями в кокпите устроены рундуки для хранения снаряжения. Двигатель мощностью 9,9 кВт A3,5 л. с.) устанавливается в кокпите и закрывается капотом, который в хорошую погоду используется в качестве обеденного стола. Мощность на гребной вал передается на прямую через шарнир Гука.
Набор, переборки и транец изготовлены из дуба. Обшивка клинкерная из полос 7-миллиметровой бакелизированной фанеры. Допустима обшивка и из сосновых досок, как зто’ делается на соломбальских катерах.
Катер проекта Д. Бича (рис. 1.35) — обладает такими качествами, как. высокая мореходность, надежность и долговечность при относительно экономичной эксплуатации. Конструкция выполнена в соответствии с правилами Регистра Ллойда для постройки деревянных яхт. Расстояние между гнутыми шпангоутами 240 мм. Киль и дейдвудные брусья выполнены из сосны. Обшивка из красного дерева двойная с толщинами
внутреннего слоя 19 мм и наружного 13 мм. Снаружи корпус оклеивается стеклопластиком. Круглоскулые обводы катера с заметным подъемом днища к широкому транцу рассчитаны на плавание в широком диапазоне скоростей, с двигателями мощностью от 15’до 73,5 кВт (от 20 до 100 л. с.). С 86-сильным двигателем скорость катера составляет 22,5 км/ч. Острые ватерлинии и развал бортов в носовой части обеспечивают хорошую всхожесть на волну.

Просторная C,0 X 2,5 м) каюта размещена в наиболее широкой — кормовой части корпуса, а двигатель смещен в нос от миделя. В каюте установлены два дивана, служащие спальными местами , с выдвижными ящиками под ними. Предусмотрены убирающийся обеденный стол, шкаф и бюро-этажерка. В помещении, расположенном перед кокпитом, находятся туалет, раковина-умывальник и шкаф для одежды. Форпик с люком на палубе и сдвижной дверцей в таранной переборке используется для шкиперского имущества. В кокпите установлены два сиденья — для рулевого и его напарника по вахте. От брызг и ветра их защищает высокое стекло, в дождь, может быть поставлен тент. Малая площадь кокпита компенсируется крышей кормовой надстройки, с которой идет трап на транцевую площадку.
„Максим» (рис. 1.36) — катер шведской постройки. Имеет остроскулые обводы малой килеватости G° на транце). Рассчитан на плавание в переходном режиме в диапазоне скоростей 20—24 км/ч. Корпус отформован из стеклопластика методом напыления, поэтому обшивка имеет большие толщины, чем у сопоставимых судов, корпуса которых изготовлены ручной формовкой. Развитый плавник способствует уменьшению дрейфа в свежий ветер и устойчивости катера на курсе, а также предохраняет от повреждений винт и дейдвуд угловой неповоротной и неоткидывающейся колонки. Скомпонованный с колонкой двигатель размещен близ миделя и занимает минимум полезного объема. При относительно небольших размерениях катер располагает достаточно комфортабельными помещениями для 5—6 чел. На судне три каюты. Носовая — двухместная, с V-образным расположением диванов, преобразуемых в двухспальную койку. В средней каюте полутораспальная койка размещена по-яхтенному — под палубой с просветом до подволока 0,7 м. Наиболее удобна кормовая каюта высотой 1,6 м, в которой размещены двухспальная койка и платяной шкаф. Для размещения снаряжения используются пространства под диванами и в форпике.
При наличии столь значительных объемов жилых помещений на катере оборудован просторный кокпит, в котором одновременно может разместиться весь экипаж. К недостаткам проекта следует отнести повышенный дифферент при максимальной скорости и значительную парусность корпуса с надстройками.

Яндекс.Метрика