Гребные лодки

Гребные лодки. Разновидности гребных лодок.

Гребные лодки (табл. 3.1) в силу своей тихоходности используются главным образом для прогулок и рыбной ловли. Стремление расширить область их применения привело к тому, что почти все серийно выпускаемые суда этого типа одновременно рассчитаны на установку подвесного мотора малой мощности. В этом случае, как правило, на веслах лодка „тянет» воду кормой, а под мотором из-за кормового дифферента не выходит на глиссирование.

При движении лодок длиной 6—7 м в пределах водоизмещающего режима весельно-моторный вариант более перспективен, как зто можно видеть на примере лодок народной постройки. ,Лжек шпрот» (рис. 3.1) — лодка-тузик минимальных размеров, пользующаяся большой популярностью в Англии. Ее применяют в основном в качестве бортовой шлюпки на крейсерских яхтах и больших катерах, что определило как выбор размерений, так и характер обводов.

„Джек шпрот» (шпрот — плоскодонное судно) имеет притуплённую с форшпигелем носовую оконечность и широкую ватерлинию. На спокойной воде в тузике могут одновременно переправляться с яхты на берег до 5 чел.
При неполной нагрузке благодаря наличию второй скулы ватерлиния сужается и лодка идет быстрее.
Популярности тузика способствовала разработанная ее конструктором Д.Холтом оригинальная технология постройки лодки, которая может быть
применена как в условиях верфи, так и любителями: листы обшивки, раскроенные
из фанерного листа, сшиваются проволочными скрепками, после чего стыки склеиваются стеклопластиком. Жесткость конструкции’ обеспечивается кницами и банками-сиденьями.
„Язь» (рис. 3.2),как  прототип — металлическая гребная лодка „Ерш», имевшая меньшие размерения, проектировался с учетом технологии постройки малых судов из легкого сплава. Обводы» корпуса обеспечивают развертывание листов обшивки на плоскость, что позволило отказаться от сложных штампов и вытяжки. Масштабно увеличив размерения „Ерша», конструкторы вынуждены были вместе с тем повысить и отношение LIB с 1,84 до 2,21, чтобы улучшить ходовые качества новой лодки на веслах. Лодка достаточно остойчива при забрасывании с нее снастей человеком, стоящим в полный рост. По габаритам и массе она не выходит за пределы, установленные для лодок, пригодных для перевозки на крыше автомобиля. На „Язе» допускается установка подвесного
мотора мощностью до 6 кВт (8 л. с.). Корпус лодки собран из четырех листов обшивки — двух днищевых с выштампованными гофрами и двух бортовых, а также носового и кормового отсека с транцем. Кроме гофров и планширя прочность и жесткость корпуса обеспечивают скуловые стрингеры Г-образного профиля. Вертикальные стенки их приклепаны к корпусу, горизонтальные служат опорой поперечных балок. Кормовой и носовой отсеки используют как багажники. Непотопляемость обеспечивается блоками пенопласта, размещенными под банками. Лодка, залитая водой, остается на плаву и поддерживает 3 чел., держащихся за ее борта.
„Форель» (рис. 3.3) — лодка,используемая в качестве прогулочной на прокатных станциях. Автор проекта — конструкторы ЦКБ „Нептун» — учли недостатки прототипа — гребной лодки ШПШ-ЗМ, не обладающей достаточными остойчивостью и запасом плавучести. Новая лодка более надежна. Увеличенная ширина корпуса повысила ее остойчивость. Пенопластовые блоки плавучести, закрепленные под банками, позволяют при затоплении лодки поддерживать оказавшихся в воде людей. Предусмотрена установка подвесного мотора мощностью до 6 кВт (8 л. с.) .
„Форели» присущи, однако, все недостатки весельно-моторного компромисса.
Скорость на веслах не превышает 5 км/ч, а с 8-сильным мотором — 10,5 км/ч. Только после удифферентовки за счет смещения водотепя в нос скорость может повыситься до 13 км/ч. Корпус безнаборный, обшивка выклеена из березового шпона. При малой массе такой корпус не обладает, однако, достаточной прочностью, особенно если лодку часто выводят на галечный берег. Элементами, обеспечивающими жесткость, служат киль, привальный брус и три банки. Мореходные качества и обитаемость лодки могут быть повышены за счет запалублённого носового отсека.
„Пелла» (рис. 3.4) — модернизированный вариант лодки (теоретический чертеж
помещен в гл. 10), серийно выпускавшейся с 1971 по 1978 г. Конструкторы стремились прежде всего повысить ее надежность, учитывая, что на прокатных станциях лодкой будут пользоваться люди, не имеющие необходимых навыков гребли. Увеличение ширины лодки, снижение высоты банок позволили заметно улучшить остойчивость. Лодка на веслах легко разгоняется до 6 км/ч и благодаря килю-плавнику и продольным гофрам хорошо удерживается на курсе. Для повышения ходкости возможен вариант с двумя парами весел. С 8-сильным подвесным мотором „Пелла» развивает скорость (в зависимости от дифферента при перемещении водителя) от 9,2 до 11,2 км/ч.
Безнаборный корпус лодки выклеен из стеклопластика. Толщина обшивки 3,5 мм.
Планширь, выполненный в виде фланца, закрыт поливинилхлоридным профилем.
Жесткость обшивки обеспечивается уступами на бортах и гофрами на скулах. Поперечную жесткость создают четыре банки. Блоки пенопласта под банками обеспечивают непотопляемость. На „Пелле» возможна установка подвесного паруса, а при дооборудовании ее швертом — и другого парусного вооружения.
„Таймыр» (рис. 3.5) — каноз. Гребные лодки этого типа происходят от индейских челнов. Получили распространение в Северной Америке и во многих странах
Европы. По сравнению с байдарками каноэ при сравнимой массе имеют большую грузоподъемность. Гребцы сидят на каноэ лицом вперед, размещаясь в оконечностях корпуса, благодаря чему отпадает необходимость в установке руля — любые маневры легко выполняются при помощи весел «гребков.

Каноэ имеют симметричные относительно миделя обводы с одинаково заостренными носом и кормой. Днище сравнительно плоское с незначительным подъемом к оконечностям. Борта имеют характерный завал внутрь, линия борта — ярко выраженную седловатость. Спроектированное ЦКБ „Нептун» каноэ „Таймыр» имеет стеклопластиковый корпус, собранный на фланцах из двух секций — собственно корпуса и палубы. Для увеличения жесткости вдоль килевой линии отформован гофр, вклеены два стрингера с заполнителем в виде сосновой рейки. Толщина обшивки увеличивается от оконечностей к миделю, где она достигает 4—5 мм. Запас плавучести составляет не менее 30 кг и обеспечивается размещенными под палубой по бортам лодки блоками пенополистирола. Затопленное каноэ сохраняет остойчивость при приложении к борту груза массой до 12,5 кг. Длина лодки выбрана с расчетом возможности перевозки ее на крышевом багажнике автомобиля. Ширина по сравнению с зарубежными аналогами принята максимальной, как на наиболее безопасных каноэ, предназначенных для семейных плаваний. Грузоподъемность „Таймыра» составляет 250 кг. Гребцы размещаются на носовой и кормовой банках, отформованных как единое целое с палубой. Для третьего пассажира предусмотрена съемная банка. Для увеличения остойчивости все сиденья установлены ниже, чем на зарубежных лодках.
Дори (рис. 3.6) — морская гребная лодка. Этот тип лодок пользуется популярностью у рыбаков бассейна Атлантического океана. На весельных дори совершено немало дальних плаваний, в том числе и трансатлантических. Суда этого типа обычно строят пяти типоразмеров, различающихся длиной, измеренной по днищу: 12,13,14,15, 16 футов. Дори имеют узкий, лишь слегка расширяющийся кверху транец и симметричные относительно миделя обводы. Судно обладает исключительной устойчивостью на курсе. На лодках самых крупных размерений устанавливают две пары весел. На всех типоразмерах предусматривается резервная банка, чтобы гребцу можно было выбрать наиболее удобное место. При серийной постройке корпуса дори собирают из заранее вырезанных деталей. Собранное в виде щита днище устанавливают так, чтобы получить требующийся прогиб линии киля. На днище выставляют шпангоуты, транец и форштевень. Затем корпус обшивают досками внакрой. Крепления выполняют железными оцинкованными гвоздями в загиб. Для набора применяют дуб, для обшивки — сосну. В настоящее время дори строят и из стеклопластика. Обводы дори не рассчитаны на применение механического двигателя. В отдельных случаях на них устанавливают подвесные моторы мощностью 3—4 кВт.D—6 л. с.)ус расчетом на скорость в пределах 10 км/ч.

Гдовка (рис. 3.7) — рыбачья лодка, появившаяся впервые на берегах Чудского озера. Получила распространение в северо-западных и северных районах страны, лодки этого типа появились даже на Каспийском море. Гдовка достаточно мореходна, хорошо держится на курсе. Обводы характеризуются большим развалом бортов, плоским днищем и прямыми штевнями, что роднит ее с другими лодками народной постройки, такими как волжские великовражки или астраханские бударки. Набор лодки — шпангоуты, штевни и киль вырезают из дуба, обшивка сосновая либо из бакелизированной фанеры — устанавливается вгладь или внакрой. Основное назначение гдовки — рыбный промысел.

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика