Катера

Катера.

Мореходные качества большинства катеров допускают их эксплуатацию на открытых акваториях на волне до 1,2 м. По сравнению с мотолодками катера имеют
меньший расход топлива на единицу мощности, особенно при установке дизелей.
Суда этого типа в зависимости от уровня обитаемости делятся на две группы:
катера открытые или с рубкой-убежищем; каютные катера повышенной комфортабельности.

характеристики катеров

Катера с открытым кок-
питом или рубкой-убежищем катер ритм
(табл. 1.5). ГОСТом длина су-
дов этой группы установлена в
пределах 4,5—5,5 м, однако вы-
сокие массогабаритные характе-
ристики серийных двигателей
предопределили тенденцию к ис-
пользованию преимущественно
верхнего предела указанных раз-
мерений, а у водоизмещающих
судов и превышать его. Как
правило, применяется кормовое
расположение двигателя с угло-
вым реверс-редуктором или по-
воротно-откидной колонкой.
Прямые передачи используются
только на тихоходных судах с
маломощными двигателями.
„Ритм» (рис. 1.26) — катер,
имеющий небольшие размеры,
но обладающий достаточной мо-
реходностью для преодоления
волнения высотой до 1,2 м
при удалении от берега до 3 км.
Используется в качестве служебно-разъездного и для обслуживания парусных сорев-
нований в условиях морских заливов. Повышенная килеватость днища (до 17й на тран-
це) обеспечивает мягкий ход на волне без заметного снижения скорости, а высокий
борт и рубка-убежище, закрывающая носовую часть судна, хорошо защищают кокпит
от брызг.
Корпус имеет плоскокилеватые обводы со скуловыми брызгоотбойниками и че-
тырьмя продольными реданами. Значительный развал бортов в носовой части увели-
чивает площадь палубы и объем форпика, заполненного пенопластом. Форма транца
рассчитана на установку двигателя с угловой поворотно-откидной колонкой (в ос-
новном варианте катера используется передача с угловым реверс-редуктором).
Корпус формуется из стеклопластика; толщина наружной обшивки днища 5—6 мм,
бортов 4—5 мм. Палуба с рубкой также цельноформованной конструкции из стекло-
пластика. Днище, подкреплено коробчатыми стрингерами из пенопласта, оклеенного
стеклопластиком.
В кокпите предусмотрены три сиденья: два в корме по обе стороны от капота
двигателя и одно для водителя — впереди. Рубка-убежище оборудована мягкими ди-
ванами с рундуками под ними.
С серийным двигателем М8ЧСПУ-100-1 максимальная скорость катера 45 км/ч,
при полной нагрузке — 42 км/ч.
Тримаран С-54 (рис. 1.27) предназначен для обслуживания водноспортивных
соревнований, несения спасательной службы. Рассчитанный на высокую скорость,
он обладает ограниченной мореходностью. Корпус имеет тримаранные обводы со спон-
сонами, доходящими до транца. Помимо обеспечения статической и динамической
остойчивости, зто позволило получить полезную площадь, достаточную для оборудова-
ния рубки-убежища, не слишком просторной, но обеспечивающей всему экипажу укры-
тие от непогоды и надежно защищающей кокпит от забрызгивают. Кормовая от миделя
часть корпуса занята двигателем с угловым реверс-редуктором, поэтому в кокпите
на диване могут разместиться лишь 3 чел.

Днище имеет умеренную килеватость, уменьшающуюся от 20° на миделе до 12°
на транце. Корпус собран из двух стеклопластиковых блоков — собственно корпуса
и палубы. Фланцы на стыке облицованы резиновым профилем, образующим приваль-
ный брус по всему периметру корпуса. Толщина обшивки составляет 7-10 мм, что обе-
спечивает высокую прочность корпуса, но вместе с тем делает его массу выше, чем у со-
поставимых по размерениям судов с обшивкой из легких сплавов или фанеры. Шпан-
гоутные рамки из шести слоев стеклоткани формуются прямо в корпусе. Продольным
набором служат два днищевых и два бортовых стрингера из пенопласта, оклеенного
стеклотканью:’
Конвертированный автомобильный двигатель М8ЧСПУ-100-1 мощностью 73,5 кВт
A00 л. с.) позволяет катеру с одним водителем развивать скорость 50 км/ч, с 5 чел. —
40 км/ч.
,Лмур» (рис. 1.28) — прогулочно-туристский катер, который во всех вариантах
(„Амур», „Амур-М», „Амур-2″, „Амур-3″ и „Восток») находит также применение
в качестве буксировщика воднолыжников, спасательного и патрульного судна. Вогнуто-
килеватые обводы корпуса характеризуются умеренной килеватостью у транца
и подъемом скулы у форштевня. Допускается эксплуатация катера с удалением от
берега до 5 км при волне высотой до 0,75 м. Корпус клепажхварной конструкции
изготовлен иэ дюралюминия Д16АТ. На „Амуре-2″ и „Амуре-3″ для корпуса применен
сплав АМг5М.
На катерах серии .„Амур» устанавливается конвертированный двигатель авто-
мобиля „Москвич-412″. На „Амуре» и „Амуре-М» передача на винт осуществляется через угловой реверс-редуктор. На „Амуре-2″ и „Амуре-3″ размещаются поворотно-
откидные угловые колонки. На базе „Амура-3″ разработан вариант водометного катера
„Восток». Скорость катеров с полной нагрузкой и гребным винтом составляет 40 км/ч,
водометного катера — 37 км/ч.
„Борей» (рис.» 1.29) — катер, предназначенный для обеспечения тренировок и со-
ревнований по воднолыжному спорту. Места для экипажа из 2—3 чел., кресло рулевого
и диван, на котором тренер и судья сидят лицом в корму, — оборудованы^ носовой
части кокпита, а объем в районе миделя занят двигателем. Такая планировка позво-
ляет применять наиболее простую — прямую передачу мощности на гребной винт.
Предусмотрена установка двигателей широкого мощностного ряда. Серийные суда
в основном оснащены двигателями М8ЧСПУ-100 и М100ВС, обеспечивающими ско-
рость 50—52 км/ч. С конвертированным двигателем ГАЗ-13 катер развивает скорость
60 км/ч.
Конструктивно судно состоит из корпуса, палубы и днищевого коробчатого стрин-
гера, отформованных из стеклопластика. Толщина обшивки днища 5 мм, палубы 4 мм.
Водоизмещающий туристский катер (рис. 1.30) имеет круглоскулые обводы
(теоретический чертеж судна приводится в гл. 10), рассчитанные на плавание с полным
грузом со скоростью 11—17 км/ч.при установке’ двигателей мощностью 4,4—9,9 кВт
F—13,5 л. с.). Размещение моторного отсека в корме позволило применить планиров-
ку, отвечающую основному назначению судна. Большая часть полезного объема занята
просторным кокпитом с продольными банками-рундуками. Установка в его носовой
части съемной рубки позволяет оборудовать здесь спальные места. Катер можно ис-
пользовать и для хозяйственных целей — в этом случае корпус остается полностью
открытым, что удобно для размещения грузов. Кроме рундуков под банками для
хранения снаряжения используется герметически закрытый форпик с доступом через
люк на палубе. Такой же водонепроницаемый отсек в ахтерпике предусмотрен для
бензобака и канистр.
Корпус катера представляет собой цельноформовэнную оболочку из стеклопласти-
ка с вклеенными в нее переборками, фундаментом под двигатель и банками-рундука-
ми. Палуба формуется отдельно. Набор практически отсутствует. Прочность и жесткость
корпуса обеспечиваются переборками, стенками рундуков и соответствующей про-
филировкой пластмассовой оболочки. Толщина обшивки корпуса 5 мм, палубы
и рубки 9 мм.
„Струйка» (рис. 1.31) — катер (теоретический чертеж помещен в гл.! 10) любитель-
ской постройки. Рассчитан на плавание по рекам с быстрым течением. Корпус с боль-
шим удлинением {LIB =5,4) вследствие применения комбинированных обводов с ок-
руглыми килеватыми образованиями днища в носовой части и почти плоскими остро-
скулыми — в кормовой обеспечивают экономичную эксплуатацию как в водоизме-
щающем, так и в переходном режимах в диапазоне скоростей 10—18 км/ч с мотора-
ми мощностью 2—8,8 кВт C—12 л. с.). Высоко поднятая в носу скула с плавным пере-
ходом днищевых ветвей шпангоутов в бортовые позволяет катеру легко всходить
на волну, хотя из-за малой ширины и низких бортов его нельзя рекомендовать для
эксплуатации на открытых водохранилищах с большим удалением от берега.
Моторный отсек делит корпус на кормовой и носовой участки. Носовая часть
запалублена. Внутренняя планировка выбирается в зависимости от назначения катера,
который можно использовать для продолжительных плаваний, рыбной ловли и хо-
зяйственных перевозок. Водитель обычно размещается в кормовом кокпите.
Конструкция разработана с расчетом на мелкосерийную постройку на верфях
местной промышленности или индивидуальную — любителями. Основным материалом
для изготовления набора и обшивки служит, сосна, часть шпангоутов D-й и 10-й) -? из
стального угольника. Обшивка устанавливается внакрой.

тримаран С-54

катер амур и туристический

Катера повышенной комфортабельности (табл. 1.6). Суда этой
группы имеют длину более 5,5 м. В зависимости от назначения они могут быть оборудованы как для дальних туристских походов, так и для обслуживания спортивных
соревнований с выходом на открытую акваторию в 5-балльный ветер.

таблица 2

ЛМ4-87МК (рис. 1.32) — модификация базовой модели 87М. По сравнению с ней
в новом проекте изменены размерения и архитектура, установлен более мощный дви-
гатель М8ЧСПУ-100-1. Поперечными переборками корпус разделен на форпик, каюту,
кокпит и моторный отсек. В форпике хранится шкиперский инвентарь. В каюте раз-
мещены откидной столик, диван и кресло, которые могут быть преобразованы в че-
тыре спальных места. Предусмотрена естественная приточная вентиляция через козырь-
ки и воздухораспределители. В кокпите расположены пост управления, два кресла
и кормовой диван. По бортам между 8-м и 9-м шп. размещены две топливные цистерны.
Передача мощности на гребной винт осуществляется через угловой реверс-редуктор,
который вместе с двигателем размещен в моторном отсеке.
Корпус имеет остроскулые обводы с малой килеватостью днища и отгибом его
в районе скулы. Набор выполнен из древесины хвойных пород, обшивка — из фанеры
ФСФ и БС-1 толщиной 5 и 7 мм.

катер лм 4-87 мк

Катер обладает достаточной мореходностью и пригоден для эксплуатации на волне
высотой до 1,2 м, однако из-за малой килеватости корпуса при этом приходится огра-
ничивать скорость.
„Викинг» (рис. 1.33) имеет две модификации: судно с небольшой каютой и про-
сторным кокпитом и полностью открытым корпусом со смотровой площадкой 3-метро-
вой высоты. Основное назначение катера — обслуживание соревнований по парусному
спорту, может также использоваться в качестве туристского и разъездного.
Корпус имеет обводы типа моногедрон с углом килеватости днища на транце 18″,
что позволяет развивать полную скорость на волне до 0,5 м. На днище катера по обе
стороны от киля установлено по два продольных редана, а на скуле — брызгоотбойник.
Корпус собран из трех секций: собственно корпуса, палубы и козырька ходового
мостика вместе с мачтой, отформованных из стеклопластика. Продольными связями
служат шесть днищевых стрингеров из пенопласта, оклеенного стеклотканью. Роль
поперечного набора выполняют переборки.
Своеобразный внешний вид катеру придает расположенный на крыше рубки ходо-
вой мостик, боковые плоскости которого переходят в П-образную мачту, одновремен-
но служащую каркасом для стояночного тента. Каюта, занимающая большую часть
судна, разделена полупереборкой на спальный отсек для 3—4 чел. и (ближе к корме)
кают-компанию на 6—8 чел. Бортовые диваны кают-компании преобразуются в два
спальных места. Каюта вентилируется через установленные на крыше вентиляционные
головки.
Пульт управления катером вынесен на ходовой мостик, куда ведут два трапа,
установленные по обе стороны от входа в каюту. Площадь кокпита достаточна, чтобы
здесь разместился весь экипаж.

катер викинг

катер баклан

На катерах „Викинг» устанавливаются угловые колонки шведской фирмы „Вольво-
Пента» с дизелем мощностью 95,6 кВт A30 л. с.) или бензиновым двигателем мощно-
стью 165 кВт B25 л. с). С первым они развивают скорость 50 км/ч, со вто-
рым — 60 км/ч.
„Баклан» (рис. 1.34) — водоизмещающий круглоскулый катер (теоретический
чертеж приведен в гл. 10) для дальнего туризма по рекам и водохранилищам. Рас-
считан на установку двигателя малой мощности. Оригинальная компоновка судна раз-
работана Ю. Н. Бирюковым на основе деревянных катеров, строившихся на Соломбаль-
ской верфи. Обводы этих катеров воспроизводят форму карбасов поморов, но кон-
струкция облегчена и усовершенствована.
По сравнению с соломбальскими катерами „Баклан» имеет более комфортабель-
ную планировку. Экипаж размещается в двух изолированных каютах, что делает катер
особенно удобным для семейных путешествий. В каждой каюте по два спальных места.
В носовой каюте оборудованы также два платяных шкафа, конструкция которых
служит одновременно подкреплением крышки рубки, необходимого в случае установ-
ки предусмотренного парусного вооружения. Под диванами в каюте, а также под си-
деньями в кокпите устроены рундуки для хранения снаряжения.
Двигатель мощностью 9,9 кВт A3,5 л. с.) устанавливается в кокпите и закрывает-
ся капотом, который в хорошую погоду используется в качестве обеденного стола.
Мощность на гребной вал передается на прямую через шарнир Гука.
Набор, переборки и транец изготовлены из дуба. Обшивка клинкерная из полос
7-миллиметровой бакелизированной фанеры. Допустима обшивка и из сосновых досок,
как зто’ делается на соломбальских катерах.
Катер проекта Д. Бича (рис. 1.35) — обладает такими качествами, как. высокая
мореходность, надежность и долговечность при относительно экономичной эксплуата-
ции. Конструкция выполнена в соответствии с правилами Регистра Ллойда для построй-
ки деревянных яхт. Расстояние между гнутыми шпангоутами 240 мм. Киль и дейдвуд-
ные брусья выполнены из сосны. Обшивка из красного дерева двойная с толщинами
внутреннего слоя 19 мм и наружного 13 мм. Снаружи корпус оклеивается стеклопла-
стиком.
Круглоскулые обводы катера с заметным подъемом днища к широкому транцу
рассчитаны на плавание в широком диапазоне скоростей, с двигателями мощностью
от 15’до 73,5 кВт (от 20 до 100 л. с.). С 86-сильным двигателем скорость катера состав-
ляет 22,5 км/ч. Острые ватерлинии и развал бортов в носовой части обеспечивают
хорошую всхожесть на волну.
катер  максим и катер по проекту бибича

Просторная C,0 X 2,5 м) каюта размещена в наиболее широкой — кормовой части
корпуса, а двигатель смещен в нос от миделя. В каюте установлены два дивана, служа-
щие спальными местами , с выдвижными ящиками под ними. Предусмотрены уби-
рающийся обеденный стол, шкаф и бюро-этажерка. В помещении, расположенном перед
кокпитом, находятся туалет, раковина-умывальник и шкаф для одежды. Форпик с лю-
ком на палубе и сдвижной дверцей в таранной переборке используется для шкипер-
ского имущества. В кокпите установлены два сиденья — для рулевого и его напарни-
ка по вахте. От брызг и ветра их защищает высокое стекло, в дождь, может быть по-
ставлен тент. Малая площадь кокпита компенсируется крышей кормовой надстройки,
с которой идет трап на транцевую площадку.
„Максим» (рис. 1.36) — катер шведской постройки. Имеет остроскулые обводы
малой килеватости G° на транце). Рассчитан на плавание в переходном режиме в диа-
пазоне скоростей 20—24 км/ч. Корпус отформован из стеклопластика методом напы-
ления, поэтому обшивка имеет большие толщины, чем у сопоставимых судов, корпуса
которых изготовлены ручной формовкой. Развитый плавник способствует уменьшению
дрейфа в свежий ветер и устойчивости катера на курсе, а также предохраняет от повре-
ждений винт и дейдвуд угловой неповоротной и неоткидывающейся колонки. Скомпо-
нованный с колонкой двигатель размещен близ миделя и занимает минимум полезного
объема. При относительно небольших размерениях катер располагает достаточно ком-
фортабельными помещениями для 5—6 чел.
На судне три каюты. Носовая — двухместная, с V-образным расположением дива-
нов, преобразуемых в двухспальную койку. В средней каюте полутораспальная койка
размещена по-яхтенному — под палубой с просветом до подволока 0,7 м. Наиболее
удобна кормовая каюта высотой 1,6 м, в которой размещены двухспальная койка
и платяной шкаф. Для размещения снаряжения используются пространства под дива-
нами и в форпике.
При наличии столь значительных объемов жилых помещений на катере оборудован
просторный кокпит, в котором одновременно может разместиться весь экипаж.
К недостаткам проекта следует отнести повышенный дифферент при максималь-
ной скорости и значительную парусность корпуса с надстройками.

Переход на главную

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>