Виды лодок

Виды катеров. Режимы плавания.

Рассмотрим три основных вида не только катеров, но и моторных яхт и других плавательных средств. Не будем вдаваться в огромное количество формул для расчетов, а постараемся объяснить народным языком что к чему.
Различают три основных вида катеров (точнее режима плавания катеров) :
1) водоизмещающий режим
2) глиссирующий режим( режим гидродинамического поддержания)
3) это самый сложный и спорный переходный режим


1) к водоизмещающим судам относятся тихоходные катера, яхты, сухогрузы и др. Плав.средства, чья скорость как правило не превышает 18 км/час.  Для таких катеров число Фруда обычно составляет до 1. Число Фруда отображает волновое сопротивление подводной части судна. Более подробную информацию по этому числу вы можете найти на просторах интернета. И так, что же отличает водоизмещающее судно от остальных типов? Что свойственно водоизмещающему катеру ил  и яхте и никак не характерно для других типов катеров? Для водоизмещающего судна характерны плавные обводы подводной части и, как правило, без скул, брызгоотбойников и транца. Так же, как правило, обводы водоизмещающего судна имеют сужение к корме или вообще полное отсутствие транца. При подробном рассмотрении таких судов в горизонтальном разрезе чаще всего можно увидеть форму катера в виде сигары или» китайского» глаза. То есть полное отсутствие транца. На таких судах обычно устанавливают стационарные двигатели, но не с колонкой или тем более с водометом, а используется конструкция вала, то есть рабочий винт приводится в движение валом, который в свою очередь завязан к мотору. На такие катера невозможно поставить двигатель с колонкой по одной простой причине-отсутствие транца. Но такие безтранцевые обводы наилучшим образом подходят для катеров, которые ходят в водоизмезающем режиме. Это обуславливается тем, что при таких обводах минимизируется резкий отрыв волны от кормовой части и обеспечивает ее плавное обтекание безскулых и закругленных обводов. То есть, таким образом, проектировщики стараются минимизировать волновое сопротивление корпуса. Но это касается только лишь водоизмещающих катеров. Так как их скорость не должна превышать 18 км/ч . Так же на таких катерах обычно устанавливаются маломощные двигателя. Все логично. Такие суда не служат для достижения больших скоростей. Их основная задача стоит в том, что бы как можно экономичнее пройти определенное расстояние. Водоизмещающие суда нашли широкое применение в промышленных масштабах (сухогрузы, танкеры и т.д). Низкий уровень продаж таких катеров среди рыбаков или просто частных покупателей объясняется их тихоходностью. Обычно люди ожидают получить от своего катера не плохие скоростные данные для быстрого перехода к месту рыбалки, отдыха, ну или просто погонять. А водоизмещающие суда не рассчитаны на большие скорости. Обычно водоизмещающие катера покупают люди, целью которых являются пересечение больших водных расстояний или просто долгие морские путешествия. Для этого отлично подойдет водоизмещающая моторная яхта благодаря своей экономичности и отличной остойчивостью. Да, да, как правило водоизмешающие моторные яхты обладают большей устойчивостью чем другие катера. То есть у них больший восстанавливающий момент и более значимые значения максимального угла крена. Такие яхты и катера ни раз огибали земной шар, что практически не возможно сделать на обычном катере ввиду сильных штормов, которые встречаются в океанах и морях и соответственно которым не сможет противостоять обычный катер, со стандартной остойчивостью. Теперь перейдем к катерам, движущимся с помощью гидродинамической силы.


2) глиссирующие катера и моторные яхты. Обводы таких судов заметно отличаются от обводов водоизмещающих катеров. При том же горизонтальном разрезе судна мы уже не увидим плавных , закругленных обводов в корме. На таком катере мы заметим как бы обрубленную заднюю часть -это и есть транец, который служит для крепления подвесного мотора , угловой колонки или водометной турбины. На глиссирующих катерах как правило устанавливаются мощные моторы. Служат они исключительно для преодоления волнового сопротивления, глиссирующий катер создает волны, самая вредная-это кормовая волна. Глиссирующим не будет тот катер, который не сможет подняться на эту волну, это и объясняет наличие мощнейших моторов для данного вида катеров. Разнообразие глиссирующих судов поражает. Каждый хочет внести что-то свое и тем самым улучшить скоростные качества не прибегая к глобальному увеличению силовой установки катера или моторной яхты. Но законы гидродинамики изменить нельзя, так же как и обмануть. Идеальными обводами днищевой части глиссирующего катера служило бы идеально плоское днище с нулевой килеватостью. Конечно есть и такие катера-плоскодонки, но обычно они не имт больших размеров и ни как не предназначены для хождения даже по небольшой волне. Это объясняется тем, что при волнении катер двигается прямолинейно вперед, но и совершает колебания в по вертикальной оси, которые вызываются волнами. При таких колебаниях судно испытывает удары об воду, будь то плоскодонка или острокиливая лодка. Но у плоскодонного судна эти удары на много значительнее , чем у катера, имеющего V-образное днище. Соответственно чем больше килеватость днища, тем менее ощутимы удары о воду при волнении. Казалось бы вот он выход- делаем килеватость, при чем не маленькую на днище и все проблемы решены. Не тут-то было. При увеличении килеватости днища катеру становится все труднее и труднее забраться на свою волну. Соответственно при увеличении килеватости нужно ставить более мощную силовую установку, что увеличивает общую стоимость катера. При желании людей  сэкономить на двигателе и поставить менее мощную силовую установку, чем рекомендует производитель, заказчик рискует никогда не взобраться на свою волну и остаться в положении «забираемся в гору» . Это положение очень неприятно, так как оно характеризируется задиранием носовой части и провалом кормы. Так же ему характерен перерасход топлива, так что человек, покупающий именно глиссирующий катер должен понимать последствия установки менее мощного мотора, чем того требует производитель и сам катер. Так же для глиссирующего катера очень важна развесовка. Даже при наличии мощного мотора катер из-за не правильной развесовки может никогда не выйти в глисс. Вы наверное частенько видели на водоемах катера-дельфины. Которые так наровят клюнуть носом воду. Это говорит о неправильной развесовке. Согласитесь, тоже неприятное явление. Глиссирующие катера нашли широкое применения в спец. службах, у рыбаков и просто любителей погонять. При покупке такого катера нужно особое внимание уделять ходовым качествам и силовой установке в целом, а лучше перед покупкой прокатиться или хотя бы посмотреть видео. Даже на видео будет понятно, какой катер. Не задирается ли нос, не дельфинирует ли катер и т.д. Перейдем теперь к самому неоднозначному и спорному режиму плавания-это переходный режим.


3) переходный режим. Тут люди ничего не мудрили и назвали все своими словами. Переходный режим плавания-это режим между водоизмещающим и глиссирующим режимами. Вот как раз для этого режима и характерен провал кормы. В таком режиме зачастую ходят и глиссирующие катера. Виной этому, как уже говорилось, неправильно подобранная силовая установка. Решением проблемы может быть или уменьшение килеватости, или увеличение мощности мотора. Многие судовладельцы ходят в псевдоглиссирующем режиме сами того не замечая. На самом деле они ходят в переходном режиме. В переходном режиме нет ничего плохого, если обводы катера и развесовка изначально рассчитывались именно под этот режим, а вот если катер проектировался под глиссирующий режим, а в конечном итоге он не вышел на свою волну, то это плохо и катер будет ходить с задранным носом и перерасходом топлива. Наверное никому не было бы приятно смотреть в небо идя на катере, купленном на свои кровные, да еще и за не маленькую сумму. И ,конечно, никто не захочет переплачивать за бензин или солярку. Катера, спроектированные именно под переходный режим более экономичнее, так как требуют менее мощного мотора, чем глиссирующие, но они конечно и тихоходнее глиссирующих, но быстроходнее водоизмещающих. Это своего рода компромисс. Есть один существенный минус у данных катеров-это более сложные обводы днища и соответственно более сложная проектировка. В общих чертах это все, что хотелось сказать.

Переход на главную


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>